Интерактивный портал

агентства труда и занятости населения

Красноярского края

Войти через госуслуги

ГЭУТ

Государственная экспертиза условий труда

    В соответствии со статьей 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Порядком проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденным приказом министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.08.2014 № 549н, государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях:
  • оценки качества проведения специальной оценки условий труда;

  • правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

  • фактических условий труда работников.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также иных страховщиков (в случае проведения государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда); определений судебных органов, органов прокуратуры края. 


        Оплата

"Об установлении размера платы за проведение государственной экпертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда" (скачать постановление Правительства Красноярского края от 28.07.2015 №403-п)
 



Основные несоответствия, выявляемые в ходе проведения государственной экспертизы условий труда

1. В отчете о проведении СОУТ отсутствуют подписи всех членов комиссии (п. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

2. Численность, образованной в организации комиссии, не соответствует требованиям п. 1 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, согласно которому число членов комиссии должно быть нечетным.

3. В перечень рабочих мест, подлежащих декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, включены, в том числе рабочие места работников, в отношении которых указанная декларация не подается (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

4. Не организовано ознакомление работников с результатами проведения СОУТ на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

5. При проведении оценки условий труда работников не учитываются результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов, производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками, предложения работников (п. 3 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

6. При установлении работникам по результатам СОУТ гарантий и компенсаций не учитываются требования приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 № 302н, определяющего основания для проведения обязательных предварительных
и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

7. Условия труда медицинских работников оцениваются без учета воздействия биологического фактора (п. 29 Методики). У работодателя отсутствует сформированный перечень рабочих мест работников, осуществляющих работы с патогенными микроорганизмами, контактирующих с их носителями, c указанием конкретных групп.

8. Работодателем не предоставляются необходимые сведения, документы и информация, содержащие например, сведения о времени фактически выполняемых работ работниками в течение всей рабочей смены, что может явиться причиной нарушения трудовых прав работников на предоставление им гарантий и компенсаций за условия труда (п. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ).
 


Перечень типичных нарушений порядка проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) по результатам государственной экспертизы условий труда:

1. Нечетное число членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда (нарушение п. 1 ст. 9 Закона № 426-ФЗ), отсутствие подписей всех членов комиссии в отчете о проведении СОУТ (п. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

2.  Непредоставление работодателем экспертной организации необходимых сведений и документов, содержащих полную информацию о характере, технологии и времени осуществления производственного процесса работником, что может явиться причиной нарушения трудовых прав работников на предоставление им гарантий и компенсаций за условия труда (п. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ). Например, сведения о времени фактически выполняемых работ работниками в течение всей рабочей смены.

3. Проведение СОУТ без учета всех имеющихся на рабочем месте производственных факторов, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов, производственного оборудования, материалов и сырья, используемых работниками, предложений работников (нарушение п. 3 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

4. Несоблюдение требований п.1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ при декларировании рабочих мест на соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

5. Оценка условий труда медицинских работников без учета воздействия биологического фактора (нарушение п. 29 Приказа № 33н (Методика проведения СОУТ)), отсутствие у работодателя сформированного перечня рабочих мест работников, осуществляющих работы с патогенными микроорганизмами, контактирующих с их носителями, c указанием конкретных групп.

6. Предоставление по результатам СОУТ гарантий и компенсаций без учета требований приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 № 302н, определяющего основания для проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

7. Нарушение порядка и сроков ознакомления работников с результатами проведения СОУТ на их рабочих местах (не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ)).


Количество рабочих мест, на которых проведена оценка условий труда, ед.
(по данным Роструда)

 

        Документы для проведения экспертизы   

Примерный перечень документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда

Документы предоставляемые заявителем для проведения государственной экспертизы условий труда


 

       Информация о проведении государственной экспертизы условий труда в 2017 году

За 3 квартала 2017 года проведено 136 государственных экспертиз условий труда, из них:
по запросу граждан проведено – 8 экспертиз;
по запросу организаций – 128.
 
№ п/п Наименование государственных экспертиз Количество экспертиз
1. Оценка качества проведения специальной оценки условий труда 18
2. Оценка правильности предоставления гарантий и компенсаций 15
3. Оценка фактических условий труда работников 103

      

        Информация о проведении государственной экспертизы условий труда в 2016 году

 

В 2016 году агентством труда и занятости населения Красноярского края в рамках государственной экспертизы условий труда проведено 226 экспертиз.
 
Выдано 193 заключения государственной экспертизы условий труда (далее – заключения), в том числе 40 заключений о правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда; 35 заключений о качестве проведения специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда); 118 заключений о фактических условиях труда работников.
 
Общее количество рабочих мест, в отношении которых проведена государственная экспертиза условий труда, в 2016 году составило порядка 1500.
 
Кроме того, агентством рассмотрено 574 обращения о характере и условиях труда работающих.